Интервью с инди-разработчиками. №1. Матеуш Скутник.



Вот тут я анонсировал свою новую идею. Итак интервью с первым из согласившихся, Матеушем Скутником.

Матеуш, разработчик из Польши, делает атмосферные квесты, наверное самые известные в сети флеш-квесты — Submachine. Помимо этого он является создателем других популярных игр, таких как Daymare Town и Covert Front, а также комиксов. Матеуш не продает лицензии спонсорам, все игры выходят только у него на сайте. Также он может быть интересен нашему сообществу, как инди, который зарабатывает больше 1500$ в месяц на сервисе Patreon.

Сайт Матеуша.

Я сторонник скайп-интервью. К сожалению пан Скутник не нашел время для этого, но любезно согласился ответить на мой список вопросов текстом. Я старался спрашивать вещи, которые его не спрашивали до этого, и те, которые будут интересны именно нам. Можно прочитать все его предыдущие интервью тут (на английском).

Собственно далее перевод интервью. Оригинал можно прочитать у меня в блоге. В комментариях пишите, помимо всего прочего, идеи, у кого взять интервью (только зарубежные инди).


Игорь Крутов: Привет, Матеуш. Пожалуйста представься и расскажи немного о своей деятельности.

Матеуш Скутник: Привет, меня зовут Матеуш Скутник, я создатель Submachine, Daymare Town, Covert Front и других игр. Также я делаю комиксы. Самые известные серии это Revolutions и Blaki.



Игорь Крутов: Чем ты занимался до того, как стал фулл-тайм инди? Работал ли ты где-нибудь как программист или художник?

Матеуш Скутник: Я был флеш-аниматором в компании, создающий обучающий софт. Думаю, я был художником.

Игорь Крутов: Имела ли коммерческий успех твоя первая игра? Кажется, это была игра The Morphs?

Матеуш Скутник: Нет. The Morphs это одна из моих комикс-серий. Что касается первой игры, конечно она не была успешна коммерчески, потому что так не бывает. Любой, кто приходит в этот бизнес и ожидает, что его первая игра будет коммерчески успешной, приходит по неправильным причинам.

Игорь Крутов: В какие игры ты играешь? Пожалуйста назови лучшие портальные флеш-игры и лучшие большие десктоп игры, как на твое мнение. Что тебя вдохновляет?

Матеуш Скутник: Я не играю в флеш-игры. Что касается обычных игр, некоторые из моих любимых это Dishonored, the Witcher 3, Far Cry 4, the Talos Principle, Alien Isolation. Также я жду выхода Fallout 4.

Игорь Крутов: Ты делаешь и арт и код для своих игр. Кто ты? Программист или художник? Что ты любишь больше?

Матеуш Скутник: Не считаю нужным разделять это. Мне задают подобные вопросы и о комиксах, где я бываю писателем и художником. Я всего лишь делаю различную работу и все.

Игорь Крутов: Больше всего люди знают тебя как создателя серии игр Submachine. Насколько успешна эта игра? Сколько человек играет в Submachine? У какой из частей максимальное количество плеев?

Матеуш Скутник: Эти цифры абсолютно не имеют значения. Ситуация полностью поменялась с появлением мобильного рынка. Я могу сказать, что у каждой части Submachine более 10 миллионов плеев, но что это значит? Возможно сейчас уже ничего.

Игорь Крутов: Какое время занимает разработка твоих игр? Сколько месяцев уходит на игру?

Матеуш Скутник: Обычно около трех месяцев, но есть некоторые более длительные проекты, на которые уходит до шести месяцев.

Игорь Крутов: Квесты это непростая задача для гейм-дизайнера. Если сделать загадки слишком сложными, ты теряешь аудиторию. Если сделать загадки слишком легкими, ты тоже теряешь аудиторию. Как ты находишь баланс между хардкорным и казуальным уровнями сложности в твоих играх?

Матеуш Скутник: Я не знаю. Я просто пробую что-то, и выходит идеально каждый раз.

Игорь Крутов: Создание квестов означает, что ты не можешь играть в свои игры (ты не можешь решать загадки, которые ты сам и создал). Не жалеешь об этом?

Матеуш Скутник: Вообще нет. Я не играю в квесты. Я создаю их.

Игорь Крутов: Ты когда-нибудь хотель сделать полнометражную игру? Что-то вроде Machinarium или Luminocity, если говорить о продолжительности игры.

Матеуш Скутник: Продолжительность игры это забавно. Daymare Town 4 в несколько раз длинее, чем Machinarium (который я обожаю), так что с моей стороны я уже сделал полнометражную игру. Единственная разница это отсутствие ее на Steam.

Игорь Крутов: Поговорим о процессе разработки. Бывают ли у тебя моменты потери вдохновения, прокастинации и т.д.? Как ты борешься с этим? Когда ты делаешь игру, бывают ли моменты, когда хочется все бросить и стереть исходники?

Матеуш Скутник: Нет, я еще ни разу не дошел до такого, чтобы стирать исходники. Этого не было. Когда у меня черная полоса в каком-либо проекте, я делаю другой, или комиксы, или пишу что-нибудь полностью другое, чтобы отвлечь мозг от проблемы.

Игорь Крутов: Есть ли у тебя кто-то, кому первому ты показываешь новые игры? Может быть это твоя жена или друг? Кто тестирует твои игры?

Матеуш Скутник: Только я. Я считаю создание игр формой искусства, поэтому только я участвую в процессе.

Игорь Крутов: Однажды ты сказал, что книга может дать все ответы о вселенной Submachine. И ты говоришь, что любишь рассказывать истории. Тебе когда-нибудь хотелось написать книгу? Или даже сценарий к фильму?

Матеуш Скутник: Нет. Боже упаси. Фильм о Submachine стал бы фильмом без персонажей. Это не имеет никакого смысла.

Игорь Крутов: Я могу заметить, что ты знаешь английский очень хорошо, как для не носителя. И я знаю, что в Польше не так много людей знают английский. Занимался ли ты английским специально для своей работы?

Матеуш Скутник: Нет, учил в школе и как-то выучил хорошо. Также твои источники немного неверны — почти все в Польше знают английский.

Игорь Крутов: Как «смерть флеша» повлияла на твой доход?

Матеуш Скутник: Я больше не завишу от миллионов плеев. Я не встраиваю рекламу в игры. Они бесплатны.

Игорь Крутов: Есть ли у тебя планы делать игры не для веб-порталов? Ты начинал портировать Submachine на iOS. Расскажи о своих планах. Мобильные? Может быть Steam? Консоли?

Матеуш Скутник: Нет, не существует Submachine на iOS. И не будет мобильных версий моих игр. Я не ненавижу текущее состояние мобильного рынка с перенасыщением бесплатных игр, которые изрыгают поток рекламы тебе в лицо на каждом шагу. К счастью, мне не нужно следовать этой модели, и я не собираюсь.

Игорь Крутов: Какова твоя роль в Pastel games? Расскажи немного об этом. Сколько людей работает в компании? Есть ли у вас офис в Польше? Или они работают удаленно? Сколько игр в год делает компания?

Матеуш Скутник: Я один из основателей Pastel games. Это компания, базирующаяся в Кракове, в настоящее время разрабатывающая мобильные игры, поэтому я больше не работаю там. У меня только есть доля доходов.

Игорь Крутов: Ты делаешь игры для порталов? Я имею в виду праймари или эксклюзивное спонсорство? Или ты монетизируешь игры сам? Как ты получаешь деньги за свою работу?

Матеуш Скутник: Нет. Эта бизнес-модель давно умерла. А еще джентльмены не говорят о деньгах.

Игорь Крутов: Какая из твоих игр заработала больше всего?

Матеуш Скутник: Без комментариев.

Игорь Крутов: Ты сказал в интервью для Jayisgames: «Я не делаю ничего кроме игр, чтобы прокормить себя.» Твои комиксы это некоммерческий проект? Зарабатываешь ли ты какие-то деньги с них?

Матеуш Скутник: Нет. В Польше, почти никто не читает комиксы, и люди, которые делают их, делают это только потому что любят это.

Игорь Крутов: Пожалуйста, расскажи о Patreon. Удовлетворен ли ты результатом? И сколько времени заняло достигнуть 1500$ в месяц.

Матеуш Скутник: Возможно около двух месяцев. Я очень доволен, потому что Patreon дал мне более полную свободу для действий.

Игорь Крутов: Ты доволен карьерой? Тебе нравится то, что ты делаешь? Получаешь ли ты достаточно денег?

Матеуш Скутник: Иисус, что это с тобой и этими вопросами о деньгах. Да, я доволен. Я счастлив в том, что я делаю, потому что я могу делать все, что мне хочется.

Игорь Крутов: У тебя есть игра мечты? Я объясню: игра, которую ты очень хочешь сделать, но не можешь из-за нехватки ресурсов или риска и т.д. Если да, опиши эту игру.

Матеуш Скутник: Да, open world rpg в мире Daymare Town. Это могли бы быть ценные действия и наблюдения.

Игорь Крутов: Пожалуйста дай совет начинающим разработчикам.

Матеуш Скутник: Если ты думаешь только о деньгах — не делай игры. Если ты любишь создавать игры и стараться работать во всегда меняющейся среде, не обращая внимания на то, сколько ты зарабатываешь — тогда да, делай игры! Но помни — может так случится, что это никогда не станет коммерчески успешной карьерой.

Игорь Крутов: Спасибо за ответы!

Матеуш Скутник: Пожалуйста.
  • +19

Комментарии (16)

0
Он напоминает мне Шелдона Купера. Разговоры только по делу, кратко и без капли эмоций, а частности положительных. Скупо, но поделился своим внутренним миром.
0
Возможно, это потому что интервью в виде списка вопросов. Есть время сформулировать. В живом общении так не получается.
0
Иисус, что это с тобой и этими вопросами о деньгах. Да я офигел от того что про деньги все по кругу. Уважаю такой подход, но думаю он лукавит немного, если бы ему него было есть он бы в пятерочку работать, а на игры осалось бы гораздо меньше времени.
0
Деньги это то, что как раз многих останавливает на пути в инди. Точнее нехватка информации. Я вообще не понимаю, почему стыдно об этом спрашивать считается. Вон в Китае все у друг друга при знакомстве спрашивают о доходах.

Другое дело не ответить — это право каждого.
0
Ну в том то и дело что китай стоит особняком. Поэтом просвященый европеец и выразил свое фи)) ну и видимо его доходы по факту гораздо выше чем 1500 с патреона, поэтому и не хочет освящять вдруг налоговая служба придет. Я готов с людьми обсуждать свой доход, меня это нравится, потому что с каждым месяцем он растет, но думаю когда я начну действительно хорошо зарабатывать мне это станет не интересно.
0
Ну если чисто как инди инди, то в общем все делятся друг с другом, если лично знают. Просто, чтобы знать, какой потолок у того или иного спонсора, и сколько можно с него содрать. «обсуждать свой доход, меня это нравится» это странно как по мне. Давать информацию тому, кто в ней нуждается это неплохо.

Про налоговую и Матеуша. Польша нормальная страна, там очень трудно скрыть доходы, так что не думаю, что он таким занимается.

Хоть Матеуш и не захотел говорить, про доходы, думаю, что основной поток с продажи HD-версий его игр. Они стоят 1-5 долларов.

А, ну и запили пост про свои цифры, чего уж, интересно :-)
+1
за прошлый год 8к, за этот уже 8))
+1
Во вычитал. Тут дело в менталитете:
Часто даже лучшие друзья не знают об уровне зарплат друг друга. Учитывая особенности местного менталитета, вопрос о заработке — это табу, вторжение в личную жизнь и оскорбление в одном флаконе.
источник: dou.ua/lenta/articles/tester-in-poland/
0
У нас примерно так же на самом деле. Ну не оскорбление, но обычно это неудобный вопрос.
0
Спасибо за интервью. Есть повод ознакомиться с работами Матеуша поближе
0
Пожалуйста.
0
Спасибо за статью.
Мне, лично, квесты пана Скутника напоминают картины Гитлера (Я про серию Submachine): Безлюдные помещения и унылые развалины. Да простят меня фанаты его творчества за такое сравнение)
0
тогда уже Daymare Town
0
www.facebook.com/Nerdook-Productions-164269730266269/timeline/ вот у этого дяди возьми интервью, у него уже 2 игры в стиме, красавчик вообще.
0
спасибо, возможно будет интересно.
+1
Круто и интересно) Что-то патрон все чаще мелькает ;) По оформлению, возможно будет лучше выделять свои вопросы жирным?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.