
Как продавался Журнализм
1

Сегодня состоялся запуск моей игрушки и поэтому я решил опубликовать итоги и некоторые мысли по поводу поведения на аукционе.
www.kongregate.com/games/KingDotCom/journalizm
www.newgrounds.com/portal/view/540913
В большинстве постмортемов, которые я читал, опубликованы либо цифры, либо опыт общения со спонсорами (если вообще описаны).
Я решил пойти против традиции и опубликовать «большой» постмортем обо всем :)
Этап первый. Разработка.
Разработка заняла 3 месяца full-time, с февраля по апрель включительно. На самом деле, будь я немного менее ленивым, можно было бы уложиться в месяц-полтора. Но «гора книг», «куча сериалов» и т.д. не дают возможности выкладываться по полной программе, поэтому 3 месяца.
Около месяца ушло на разработку своего трехмерного движка, остальное время на поведение, анимации, модельки и игровой код.
Фичи движка:
1. «Честные» планарные тени (до этого тени на flash я видел только в демке для Papervision3d, причем они дико тормозили. Что-то есть в закрытых версиях Alternativa3d, но они на то и закрытые, что ничего толком не известно).
2. Псевдо-BSP без пересчета(!) для динамических объектов (человечков).
3. Отрисовка по требованию (перерисовываются только измененные объекты).
4. Все вышеперечисленное делается быстро :)
Человечки двигаются с помощью Steering Behaviors, в игре не особо видно, но это дает плавность поворотов и перемещений. Они обходят друг друга и препятствия, уклоняются от врагов и т.д.
12 человечков, 34 класса поведения, 26 анимаций, 9 кат-сцен.
Всего в игре 187 классов, которые занимают 485КБ кода.
Про разработку много писать не буду, если кому-что интересно — спрашивайте в комментариях.
Бюджет.
Разработчик один (собственно, я).
Текстуры человечков рисовались фрилансером за 300$.
Для создания главного меню, экрана «магазина» и индикаторов привлекался другой фрилансер. Стоимость его услуг составила 600$ (вот тут я, наверное, переборщил).
Музыку и звуки создавал DJ MoHaX, известный мне еще с тех времен, когда я увлекался demoscene. Стоимость за 4:50 минуты музыки (2 трека) и 19 звуков составила 350$.
Остальные текстуры и модельки я делал сам.
Перед аукционом (вот тут начинаются всякие мои мысли, сомнительной достоверности. Если не интересно, можно сразу промотать к концу поста).
Перед тем как выйти на аукцион, нужно составить план действий.
Уже перед началом торгов необходимо понимать кому и за сколько будет продана игра.
Знай своего врага.
Чтобы понять кому продавать игру, нужно знать спонсоров «в лицо», знать аудиторию их порталов.
Если стрелялка — ориентируемся на одних спонсоров, если казуалка — на других. Разумеется, никакие варианты отбрасывать не надо, но все-таки желательно все продумать. Я целился в Кинга, остальные рассматривались как маловероятные.
Цена продажи.
Разумеется, можно положиться на случай и вселенскую энтропию, брать сколько дадут и радоваться, но лучше знать свою стоимость.
Если мы не знаем стоимость игры, мы не можем определить, хорошо продалась игра или плохо. Стоит ли дальше делать игры или лучше пойти быдлокодить в офис?
Необходимую цену я определяю следующим образом: бюджет + стоимость своей работы.
Бюджет известен — 1250$.
Стоимость работы можно определить по разному.
Можно посчитать, сколько бы я заработал за это время на обычной работе. Для маленького городка, в котором я проживаю, средний уровень зарплаты для хорошего программиста без «блата», составляет 20к рублей в месяц.
Или можно посчитать, сколько мне нужно в месяц, чтобы не умереть с голоду, не залезть в долги и продолжить делать игры (~7к).
Я поставил себе 30к рублей (~1k$) в месяц, чтобы проще считать и недалеко от правды.
Получаем стоимость игры 4250$. Если продамся за эти деньги, значит все хорошо, продолжаем дальше в том же духе. Если же нет, стоит задуматься, может ну его нафиг?
Разумеется, не стоит сразу бросать геймдев, если игра продалась неудачно, но если через год ты сидишь на «Дошираке», а друг Вася, по кличке «Бивень», катается по выходным с красивыми девчонками на море, значит надо что-то менять.
Разведка.
Что вообще происходит в мире flash-геймдева. Новости, тренды, популярные жанры. Все это желательно знать.
Нужно общаться с другими разработчиками, причем как с русскими, так и с представителями потенциального противника. Иногда вовремя сказанная фраза может стоить вполне реальных денег, как будет показано ниже.
Не думайте, что все это просто пустые слова и разглагольствования, это реально необходимо, если хотите зарабатывать деньги.
Выходим на аукцион.
Первое и главное правило аукциона: торгуйтесь, блять, торгуйтесь!!!
Это рынок, тут все хотят купить дешевле, а продать дороже. Нужно это понимать.
Залил игру, отправил на аппрув.
Зааппрувили игру на удивление быстро, буквально за 15 минут.
Поставили рейтинг 7, соответственно в SpotLight не попал.
Вот тут моя первая ошибка.
Надо было писать Стиву с криками и матами, что я и сделал через несколько дней. Стив согласился поднять рейтинг и поставить игру в SpotLight, но к тому времени я уже продался.
Еще про аукцион. Всего была одна ставка на 400$, после продажи я снял игру с торгов.
После заливки зашел в чат FGL (я там часто зависаю) и попытался собрать первые впечатления.
Один старый знакомый, из числа постоянных чатеров, написал:
«Крутая игра. Даже если не продашь тут, всегда можешь выставить ее на конкурс, который проводит Mochi и Spil, для time-management игр. Главный приз — 7k$, ты его легко возьмешь, потому что они продлили действие конкурса, а значит у них мало хороших конкурсантов.»
Намотал информацию на ус.
Отправил сообщение Кингу. «Выложил новую игру, посмотри, вдруг понравится.»
Ниже описание переписки со спонсорами (в скобочках мои мысли по поводу сообщений).
Кинг: «Хорошая игра, давай без аукциона быстренько все провернем.» (Мысль банальная, но про нее все забывают. Если спонсор предлагает продаться без аукциона, значит он боится войны ставок, а значит его можно «доить»).
Я: «Окей, какие условия?»
Кинг: «Сложно сказать. Давай 5k$ предоплаты и 10k$ перфоманс-бонуса за 2 месяца с ценой 3 цента за уника» (Кинг понимает, что я понимаю, что это нижняя цена, но он надеется, что я не буду торговаться. Я уже доволен ставкой, но соглашаться сразу было бы ошибкой).
Я: «Это слишком мало. На конкурсе Mochi я легко возьму 7k$ и это при том, что они сделают мне отличную рекламу. У них мало хороших игр в конкурсе.» (Вот тут пригодилась информация, которую мне слил хороший знакомый).
Кинг: «Я подумаю до завтра.» (Ага, ну хорошо, думай сколько угодно. Я знаю, что ты поднимешь ставку, но не хочешь делать этого сразу).
Вот тут внимательно следите «за руками». Начинается магия :)
Пока Кинг думает, отправляю письмо Мартине в Spil.
Я: «Привет Мартина. У меня на аукционе новая игра. Кинг предложил 7k$ предоплаты и бонусы, но я думаю, что ты можешь перебить эту ставку.» (Ну, кинг пока не предложил 7k$, но куда он денется?).
Мартина: «Привет, хорошая игра. Предлагаю 8k$ и разрешенную рекламу вне нашей сети порталов» (Первая мысль: «Не, ну ты совсем сдурела? 7+перфоманс это больше, чем 8+реклама.» На самом деле, Мартина меня проверяет. Если я соглашусь на эту ставку, значит Кинг мне ничего не предлагал и я ее обманываю. Если я откажусь от ставки, значит уже можно поговорить серьезно).
Я: «Спасибо за предложение, но я предпочитаю кинга, потому что там есть перфоманс» (Говорим вежливое нет. Разумеется, прекрасно видно, что это только начало.)
В это время пишет Кинг:
Кинг: «Предлагаю 6k$ предоплаты и 14k$ перформанса, суммарно 20k$» (Хорошая сумма. Но! Если он поднял ставку один раз, значит поднимет и второй раз. Ничего не отвечаю, пускай немного помаринуется. Жду Мартину).
Мартина: «Хорошо, я поняла. На какую цену ты согласен без перфоманс-бонуса?» (Ага! Как я и говорил, все всё прекрасно понимают. И отказ в торговле, это просто повод набить цену).
Я: «Давай 11k$. Моя JungleMagic сделала 15 миллионов геймплеев и я
очень сожалею, что у меня не было перфоманс-сделки.»
Вот тут второй прокол.
Мартина подкузьмила, уехала в Москву на КРИ.
Поэтому пришел только автоответ. Позже она мне написала, спрашивала что да как с игрой, но уже было поздно. В принципе, можно было бы ее «додавить», но все вышло как вышло.
Ларс не унимается:
Кинг: «Что там с журнализмом, будем заключать сделку?» (В торговле, как в любой азартной игре, главное вовремя остановиться. Вот сейчас будут финальные аккорды. «Вскрываем карты»).
Я: «Разъясняю ситуацию. Я связался с Мартиной, она мне предложила 10k$. Я сказал, что этого мало, она спросила сколько, я сказал 12k$. К сожалению, сейчас она вне офиса, сижу жду. Ты же знаешь, как я тебя уважаю, но я не хочу принимать на себя риск перфоманс-сделки. Увеличивай предоплату.» (Напомню, что Мартина предложила только 8k$, но Кингу об этом знать не обязательно).
Кинг: «Мне ОЧЕНЬ нравится твоя игра, предлагаю 10k$ предоплаты и 10k$
бонуса.» (Все, выторговали. За несколько сообщений поднял ставку на 5k$).
В итоге, продался Кингу за 10+10 килобаксов.
Предоплату получил через неделю, это было в середине мая.
Релиз только сегодня.
Как пойдет с перфомансом не знаю, но я уже получил 10k$, так что кого
это волнует? :)
На этом постмортем прошу считать законченным.
- +39
- ryzed
Комментарии (52)
спасибо за статью, очень познавательно
И музыку, и графику можно было сделать в три раза дешевле при том же качестве (впрочем, трек хорош).
Знаю, надо в себе это уничтожать.
Magic Farm — www.magicfarmgame.com/
Insaniquarium — www.popcap.com/games/free/insaniquarium
Как получилось, так получилось.
прошел=)
P.S. На ньюграундс игра растянута — текст читать сложно. Вы бы там галочку поставили что нельзя ее растягивать (Allow resizing — No)
3д, в том виде, в котором оно присутствует в игре, гораздо дешевле в разработке.
Если бы я заказывал спрайты со всеми анимациями, я бы явно не уложился в 300$.
Катсцены. Рисовать я не умею, поэтому катсцены пришлось бы тоже заказывать или отказываться от них.
Для сиквела, если он будет, мне достаточно будет нарисовать новые текстуры и «замоделить пару кубиков», то есть опять таки дешевле.
Ну, и вообще, делать 3д-игру это вполне себе отдельное развлечение. Есть какой-то вызов интеллекту :)
Совсем активные штуки делать пока нельзя, будет тормозить.
Эскейпы, вообще любые квесты, не люблю и не умею.
Хардкор продавать не умею (не пробовал никогда).
Остается казуальная казуалка :)
Респект и огромное спасибо)
Но переделывать было уже поздно.
Молодец, продолжай дальше в том же духе.
респект!
Кстати и игра на самом деле как ни странно затягивает, вобщем понятно на какие она кнопки давит в народе :)
Ну и думаю полезно расписано, я даже не знаю, решусь ли я так же как ты расписать мой диалог с АрморГеймс (безрезультатный), ибо походу диалога, и в конце его — я просто сидел с вытаращенными глазами.
интересно, не Ваша игра установила рекорд в сентябре, судя по статистике :)
Нужно кликнуть по сентябрю, и на графике видно, что была одна игра за 50к. Больших сумм я не видел.
Когда я это увидел, мне почему-то сразу вспомнились интригующие сообщения на fgd.ru :)
Кстати ты ФГЛ процент заплатил или нет?
Стиву об этом написал, да и не думаю, что они стали бы настаивать.
Рейтинг 7, без Спотлайта. Они ничего не сделали, сами виноваты.
Хотелось бы по чаще видеть, такие диалоги в блоге)
И цифры тоже)
можно вопрос? цитирую: Что то не пойму) админы поставили тебе семерку? ты пнул одного и он передумал?
Как аргументировал?
Потом я написал Стиву (он главный «оценщик»), что не согласен с оценкой и считаю, что надо ставить больше. Он посмотрел, согласился со мной и сказал, что если я верну игру на аукцион, он увеличит рейтинг и поставит ее в спотлайт.
Но было уже поздно.
Никак не аргументировал, просто написал, что не согласен и прошу еще раз оценить игру.
Кстати, если игра не попадает в featured список Mochi, тоже надо писать mochi-админам. Помогает :)
«Отправил сообщение Кингу. «Выложил новую игру, посмотри, вдруг понравится.»»
Отписал в личку или на мыло? Раньше с ним дела вёл?
Раньше с ним работал, он мою самую первую игрушку спонсировал.
единственное чего немного не хватает для совсем уж полной картины — короткой предыстории по прошлым играм и общению с озвученными спонсорами. есть ощущение, что опыт есть и уже немалый.
на НГ есть ещё две игры связанные с тем же автором — physBallz и упомянутый Jungle Magic. JM видимо и есть та первая игра, которую спонсировал Кинг, если так, то, для первой игры очень качественно выглядит. интересно было бы узнать, кстати как прошло с ней, учитывая и её «первость» и жанр, т.к. у самого есть основа для игры с подобной механикой сделанная довольно давно под заказ еще на AS2 и вот думаю стоит ли сделать более качественный римейк/рескин уже под продажу.
Лейбл, под которым выложена physBallz мне неизвестен.
ну и похоже, что был опыт ведения дел с Мартиной из SpillGames до этого. в чем состоял, если не секрет? )
Это была первая игрушка, поэтому я не торговался, а схватил ставку, что побольше, и бежать :)
У меня был «заказ» от одного спонсора на новый мач3. Ну, как заказ? Он сказал, что если сделаю мач3 не хуже, чем JM — даст 10k$+.
Так что перспективы у этого жанра есть, люди любят шарики.
Правда все это было полгода назад, у меня лежит готовый арт, но делать лень.
physBallz набрал 1.5m просмотров, это я пиарил свой собственный сайтец, когда им занимался. До сих пор приносит ~2к просмотров в день.