Почему нельзя использовать клавишу "Z"

Не то чтобы я раньше не подозревал о существовании других раскладок клавиатуры, помимо распространенной QWERTY, но как-то с такой проблемой не сталкивался. И столкнулся бы пожалуй не скоро, если бы не сделал недавно свою Ninja Run, вдохновленную Канабальтом.

Мне всегда казалось странным, почему создатель отличного фреймворка Flixel и по совместительству автор Канабальта, выбрал для своей однокнопочной игры кнопку «X». «Наверное это просто такой стильный ход» — думал я. Понятно почему не пробел — пробел большой и неудобный для частых кликов. Но не понятно, почему не «Z», ведь она находится в углу клавиатуры и как-то сама нащупывается и запоминается благодаря этому. С этими мыслями я и повесил в итоге прыжок в Ninja Run на кнопку Z.

Игру я выкладывал на тестирование не только на нашем форуме (не устану благодарить камрадов за помощь в тестировании!), но и на форуме фликселя. Последнее оказалось совсем неплохой идеей, т.к. именно там я получил такой неожиданный отзыв: "please let me jump with C or Y as well. i use a german keyboard layout where Z and Y are switched around compared to the english layout which makes it a bit hard to control the game :p". Вот так дела. Тут я вспомнил про разные раскладки клавиатуры и полез в википедию за подробностями. :) Итак, вот что я узнал.

QWERTY

Самая распространенная раскладка — QWERTY. К ней все привыкли. Никаких сюрпризов. Вот как она выглядит:

Но кроме неё есть две других раскладки, о которых стоит знать разработчикам флеш игр.

AZERTY

Используется во Франции и Бельгии и некоторых африканских странах. Её основные особенности:
  • поменяны местами A и Q
  • поменяны местами Z и W


QWERTZ

Используется в Германии, Чехии, Венгрии и Албании. Её особенность:
  • поменяны местами Z и Y


Выводы

Посмотрев на эти картинки вы и сами сможете сделать нужные выводы. Но всё же подведу некоторые итоги:
  1. Лучше не использовать в игре клавишу Z. Конечно вы можете продублировать её функционал на W и Y, но, например, лично я не знаю способа определить какая у игрока раскладка, чтобы в туториале отобразить правильную подсказку.
  2. Оказывается нужно очень осторожно использовать управление WASD и не забывать при этом дублировать функциональность W и A на клавиши Z и Q соответсвенно, чтобы не оставить за бортом игроков из центральной европы. :)
  • +16

Комментарии (16)

0
Интересная статья, даже не задумывался об этом. Дублировать WASD — я думаю не очень хороший вариант, потому что на QWERTY все это рядом и можно промахнуться чуть-чуть и получить противоположный результат.
Как вариант альтернативное управление на стрелочки, французы и немцы скорей всего уже привыкли играть на нем )))

Ну а если игра мультилэнгвич, то круто было бы сделать привязку управления к выбору языка
0
Как вариант альтернативное управление на стрелочки, французы и немцы скорей всего уже привыкли играть на нем )))
а ведь действительно! :)
0
Хороший вопрос поднят. Неоднократно на Конге видел минусование в ноль оценок от народа который вайнит на тему Z. Тогда взял себе на заметку разобраться когда дойдут руки. Разобраться — включало в себя вопрос — а можно ли вообще выпасать коды физической клавиши без привязки к локейлу. Еще, если не изменяет память — можно в винде локейл на немецкий поменять побыстрому и на клаве Z и Y меняются. Это удобно для тестов самому.
0
А ведь можно использовать 2 метода — считывать кейкод, и отлавливать ASCII код. ведь это разные вещи. и если ничего не путаю — это ответ на эту проблему.
+1
Проверил в AS3 — charCode и keyCode синхронно меняются для z и y при смене немецкой и английской раскладки. То-есть — нельзя выпасти…
0
спасибо, что проверил этот момент. будем знать)
0
Я вообщето знал что юзают Х/С, но думал из-за шифта Z не юзают: типа промахиваются, а на шифте по умолчанию поддержка всяких особенностей висит.
0
зы: теперь буду знать из-за чего на самом деле :)
0
Да, интересно, спасибо за инфу...:) Повеселило упоминание, что последняя раскладка используется в Албании...:)
+2
Как вариант, нарыл свойство:
system.Capabilities.language

Содержит язык системы, а не текущую раскладку клавиатуры, но логично что у немца будет немецкая локализация. Правда ловит не все языки, из проблемных: немецкий, французский, венгерский и чешский.
0
Как вариант — делать настраиваемое управление.
+1
А вот это уже не казуально и черевато потерей игрока. Меня в больших то играх бесило когда приходилось управление в шутерах например перенастраивать под стандарт. А во флэшках и подавно! Помните про 15 секунд! Продумайте и сделайте зараниие за игрока все что можно, иначе он может просто уйти!
0
согласен с Флазмом. имхо настройка управления во флеш игре это совсем уж лишнее, если этого вполне можно избежать.
0
Ну от жанра зависит опять же. В стратегию 15 секунд не играют, но управлять можно одной мышью зачастую.
А в one-button game вообще ничего настраивать не нужно :)

Плохо — это когда просят ткнуть одну клавишу (типа x или c) для запуска игры, причем написано это таким мелким шрифтом… А на мышь вообще ноль реакции.
0
Жоооооосткая жесть!.. Век живи — век учись!
Кстати оооочень полезный материал — можно учесть раскладки всех вариантов клавиатур для удобства всех пользователей (а не тока QWERTY)
Спасибо, Eugene!

ПС: Хех! А я-то одному немцу пытался доказать, что управление в игре достаточно удобно повесить «лево» на «Z», а «право» на «X»… Хех! Кто бы знал! Цирк! А он ведь стопудово подумал: «Во русские извращаются!»
0
:) Рад, что оказалось полезным
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.