DevGAMM! 2014

Девгамм в Москве

Наверное вы все уже прочитали статью о девгамме в блоге Карлова. Не охота дублировать все, что он написал, поэтому пройдусь по пунктам, которые он забыл упомянуть.



Чем запомнился девгамм в Москве?

Билет подорожал и посетители игровых конференций вроде Кежуал Коннекта или ГДС скорее ухмыльнулись бы, но дело в том, что основной упор Девгамм все еще делает на инди разработчиков. И как я прочитал в твиттере, для них 95 долларов это реально большая сумма оО.
Специально для них был проведен геймджем с бесплатными билетами для победителей. Хорошо и быстро делаешь игры, любишь геймджемы — приезжай бесплатно.

Ну и сравнивать прошлогодний Космос с новым местом проведения — пятизвездочной гостиницей Редиссон, откровенный моветон. Кроме дешевизны у Космоса нет ни одного пункта, где бы он показал себя лучше Редиссона. Особенно мне запомнилась еда, в Редиссоне просто шикарная выпечка. Повар-кондитер из редиссона, если ты читаешь этот пост, умоляю тебя написать рецепт в комментариях.
Место это с отличным потенциалом. Был один огромный зал, для тех, кто покруче и маленькие залы, но все равно с большим количеством мест. Кроме церемонии награждения и геймлинча я не видел, чтобы большой зал был полностью полон, но такая страховка гораздо лучше, чем прошлогодний доклад Дворски, когда даже и стать было негде.


Два минуса, но оба не мелкие: не было бутылок с водой и приходилось бегать покупать и очень странно коннектило к вайфаю. Я так понял, что не только я не смог приконектиться. Но расположение, место, залы, еда/напитки, сиденья было отличным.

Не забывайте, что девгамм меняет людей. Свою фоточку постить не буду, я как был так и остался офигенным, а вот гляньте как посещение конференции повлияло на этих парней



Видал локальных звезд Галенкина и мистера 100/100 Антона Логвинова. С ними все фоткались и норовили поболтать. Тут-то я и удивился, почему Рами из вламбера, а не они — основной гость конференции. Рами почти не знают местные девелоперы и я даже помню, как в прошлом году, когда называл его игру и его компанию на круглом столе для инди, все только пожимали плечами. Ставка была рискованной, но Лерика не прогадала. Он оказался крутым докладчиком и шоуменом, что конечно гораздо важнее на конференциях. По моему все были восторге, даже не смотря на то, что он не приехал в нужное время и его доклад был смещен.

Полишинг конференции идет на полную и добавляют такие мелочи, о которых и не задумываешься, но потом думаешь, ох блин, жаль их раньше не было.
Например, в этот раз мне очень понравились карточки, которые аккуратно разложили на кресла перед конференцией. Там можно было заполнить небольшую анкету, насколько тебе нравится какой-то доклад. Как докладчику или слушателю, мне очень нужны такие штуки, большое спасибо за них.
Не понравилась лекция (а такое бывает) — отписался. Понравилась — отписался. Можно было писать и анонимно.

Юнити были основные спонсоры конференции. Приехал даже их СЕО, с очень рекламной внешностью, будто сошедший из рекламы вечноулыбающейся идеальной семьи, потребляющей швейцарский шоколад.

Доклады у них всегда довольно странные. Каждый раз я стараюсь ходить на хоть один доклад от Юнити и каждый раз удивляюсь. Они берут свой же ролик, который приурочен в выходу Юнити версии н.н. и просто растягивают его. Т.е. выходит скажем поддержка 2д у юнити и в ролики на их канале ютуба, рассказывают обо всех фичах, которые будут. А потом на докладе на девгамме или любой другой конфе они рассказывают это же или пытаются продемонстрировать прямо на конфе. С другой же стороны, когда сидишь в зале и рядом с тобой чуваки причитают «нифига себе», «ох вот это да», тогда становится ясно, что все же аудитория есть. Еще слышал недовольства разработчиков, что технарей юнити с собой не возят и вместо ответов их направляют на форумы читать мануалы, но насколько это правда не знаю. В любом случае, в отличии от Адоби они приезжают, их любят и им хлопают, они беспокоятся о разрабах и очень очень очень ГОТОВЫ СОТРУДНИЧАТЬ. Адоби же получают мою неофициальную премию «Мы соснули — 2014» возможно даже и посмертно для отдела флеша. Надеюсь в следующий девгамм, когда они не будут весь маркетинговый бюджет сливать на реббита, их услышать и поболтать с ними.

ХТМЛ5 был трендом обсуждения среди знакомых девелоперов. Кто-то прямо на глазах поседел, узнав, что из шпилей уволили 90 человек и еще, что они не приехали на девгамм. Но обошлось без суицидов ( по-крайней мере на самой конференции).

Свой доклад я вроде не зафейлил и даже смог улизнуть от вопроса в самом конце. Немного странно себя чувствовал, когда до доклада оставалось минут 5, а зал полностью пустой. Т.е. никого нет. Я прям подумал, что зафейлился, но ничего, в конце зал был забит и кто-то даже стоял. А все почему? Лерика отлично организовала внелекционные штуки. Например, можно было посетить гамплей и поиграть в игрушки отечественных инди. Кроме коннекта (который пока не приедет в Киев) такого бесплатно не делает никто. Разве не круто, а?
Еще снова приехал вакум со своим стендом, но в этом году победитель был реально крут. Не нашел его рисунок в группе вакума, но по сравнению с прошлым годом — небо и земля. Если в прошлом, мне еще казалось, что я бы мог выиграть, тут было просто без вариантов.

Геймдизайн

Кроме своего доклада, мне еще довелось принять участие в круглом столе геймдизайнеров. Флазм импровизировал и вышли неплохие посиделочки, не знаю как смотрелось со стороны, но я думаю в каментах можно и написать недостатки. Насколько я понял из разговоров после, в основном просили не давать микрофон в зал. Это точно не было серьезный круглый стол.



Геймлинч
Тут нужно глянуть.



Награждение

Невооруженным взглядом виден рост отдельного куска конференциии. Метаморфоза из домашних посиделок с дипломами в перфоманс на огромной сцене была очень резкий, поэтому не обошлось без пары незначительных косячков, зависящих и не зависящих от организаторов, но для первого раза и такого резкого скачка это очень очень ок. Это не то, что верное направление, а почти законченая церемония награждения. Осталось добавить спецэффекты с огнем, танцующего Хью Джекмана и можно идти на Бродвей.

Видоса выложат после.



Видео с неловкими вопросами

Пару вопросов придумал я и раскраснелся даже глядя видео с ними, а еще давно хотел, чтобы кто-то реализовал идеи с интервью Гейба на Девгамме, клево, что это произошло.





После мы очень лампово посидели с разработчиками в украинской корчме «Тарас Бульба». Еще раз публично пожалуюсь на это заведение. Очень похоже оно на места сбора косплейщиков или как сделать корчму, по мультику «Жил был пес» с очень плохим пивом. Но к сожалению даже люди, которые живут в Москве не знают кафешек, поскольку почти не бывают в городе и поэтому мы уже второй раз идем в украинское кафе в Москве.
В любом случае, не так уж и важно, где ты собираешься, если это происходит раз в год. Девелоперско-геймерские разговоры, #флешживи, планы на будущее и еще куча такого мелкого (вроде найди Евгения Кузьмина на фото его студенческой юности), чего уже и не вспомнишь. Начали расходится ближе к ночи, когда метро не ходило и сбат с женой приютили меня. Ночью я не спал ни секунды, потому что, даже ночью спящий Сергей рассказывает все тайны разработки и монетизации игр, поэтому я дрожащими руками записывал их в блокнот.
Еще меня упомянул рами и увеличил мое число подписчиков на десяток.



Лучшей шуткой на конференции считаю юмореску одного из волонтеров в зале «Толстой», когда у него вырубился микрофон, он не растерялся и сказал: «На словах ты зал Толстой, а на деле...»

Оффтоп вне конфы.

Не охота расписывать все проблемы в дороге Харьков — Москва, но я расстроен тем, что в любую точку Европы мне добраться дешевле, чем в Москву доехать на сраном поезде. Поезд такой клеви, что приехал я простывшим и с обветренными губами. Не могу похвастаться как Олег Акимов, тем, что проезжал блокпосты с вооруженными людьми, но эта поездка мне запомнится на пару лет точно погранцами и пустым вагоном.

Не люблю Москву, но по сравнению с прошлым годом она стала чище. В плане мест куда сходить все еще крута, но цены на мой взгляд абсолютно — преабсолютно не соотносятся с качеством. В каком то стандартном суши-баре цены за фул сет суши 3100 рублей. Дома я неделю могу есть в суши барах и в итоге выйдет меньше. КУСОЧЕК пиццы и бутылка содовой в фастфуде — как обед в хорошей кафешке дома. 11 поездок на метро стоят 400 рублей.
По моим подсчетам цены примерно от 3 до 12 раз выше, чем цены в Харькове, что не может не расстраивать. Хотя конечно за уникальные штуки вроде индийского рома или квеста «Клаустрофобия» грех не заплатить, но в бытовом плане расстраивают цены и качество всего, что я не брал за время своего
пребывания в столице России.

Кроме этого мы с Евгением Яйленко и Дашей тоже Яйленко прошлись в день музеев по бесплатным музеям Москвы (хотя в тот день все они были бесплатны).
Невзирая на наш план «прикоснуться к прекрасному» судьба увела нас в музей, где на больших экранах мужики голышем играют на пианино, по очереди занимаются любовными утехами с чучелом медведя, кино под открытым небом, где пластилиновые куры едят друг друга и в прочие места отдыха москвичей.
Пожалуй приложу фоточку, дабы подытожить.



Спасибо, Лерике и ее команде за крутую организацию и шикарную поддержку русскоязычной геймконференции.
Кстати следующий Девгамм будет или в Минске или в Литве. Где бы вы хотели его увидеть?
  • +11

Комментарии (29)

+2
для них 95 долларов это реально большая сумма оО.
Да, 95 баксов реально дохрена. Нормальная цена — 50 баксов. И тут даже не стоит удивляться. Сейчас у всех инди дела идут не фонтан. Я не говорю о тех 3х из 50, кто и за 500 баксов купить билет может. Я говорю про тех, кто лучше 95 баксов потратит на новые кеды, в которых пол года будет ходить.

Специально для них был проведен геймджем с бесплатными билетами для победителей.
Лучше бы не так делали. У всех инди берутся их id и на компе рандомно вытягиваются человек 50, кому 50% скидка на следующий девгамм.

А потом на докладе на девгамме или любой другой конфе они рассказывают это же или пытаются продемонстрировать прямо на конфе.
Ага :) Как они прикрутили никому не нужное 2D, которое и так было в 2d toolkit хорошее и рекламировали его с одной единственной какашкой с базукой. Мощные ребята, я не спорю. Но все кто ездит на такие конфы — знают что такое интернет и скорее всего 9 из 10 видели все эти ролики и в инете заранее. Поэтому мне странно видеть «одно и то же». Правда бы уже поменяли — больше людей заинтересовало бы.

Надеюсь в следующий девгамм, когда они не будут весь маркетинговый бюджет сливать на реббита, их услышать и поболтать с ними.
У Adobe новая политика (уже около 2х лет). Евангелистов нет не потому, что «что-то не так», а потому, что у них сейчас цель продвигать Creative Cloud целиком, а не какую-то отдельную технологию. И теперь еще и Marketing Cloud, в который они вложили на днях 30 млн долларов в рекламу (в развитых странах). А Flash как раз находится на 50% в Marketing Cloud. Именно этим обусловлено оживление инженеров Flash Runtime. За прошлый год отдел Flash / Air Runtime заработал нормально денег. Но Adobe как и в унитарном государстве — отдают все в «общак». А там уже решают «кому важнее». Зная индусов — решать они не всегда умеют стратегически корректно :( В этом плане Unity3D и молодцы — у них всего один продукт и подход к ведению проекта очень правильный.

P.S. сравнивать Unity и Flash это как сравнивать мягкое и теплое. Я бы не стал :) Я вообще с радостью бы забросил код и ушел в сельское хозяйство. Коровы, картофель, молоко и свежеиспеченный хлеб.

Кто-то прямо на глазах поседел, узнав, что из шпилей уволили 90 человек и еще, что они не приехали на девгамм. Но обошлось без суицидов ( по-крайней мере на самой конференции).
Жалко на эту тему небыло нигде тотализаторов. Сорвал бы джекпот. Полтора года на эту тему мозги имел всем.

что я не брал за время своего пребывания в столице России.
Всегда говорил и буду говорить — Москва имеет большие бабки на «туристах».

Спасибо за статью! Одобрямс! Жалко мало текста и фоток :)
0
Жалко на эту тему небыло нигде тотализаторов. Сорвал бы джекпот. Полтора года на эту тему мозги имел всем.
че за джекпот? Шпили то раздел отвечающий за флеш распустили лол
0
Мастак по ушам ездить :) Они уволили 90 человек для того, чтоб начать покорять AAA.
0
Ну мне отписались, что уволили из раздела флеша, некоторым отказали в покупке флеш игр, с которыми уже был заключен контракт, а хтмл5 все так же готовы покупать.
0
А еще тебе отписались из Unity3D со словами, что они воскресили Стива Джобса, чтоб сделать встроенную поддержку Unity в Safari ;)
0
не, Стива Джобса воскресили и сделали поддержку WebGL в ios8.
Ты хочешь сказать, что не веришь, что флешерам отказали в продаже локов?
Ну вот. Эдуардо заказал сиквел и мы договорились о сделке — продаже двух игр. Отправил ему эти игры недели три назад, и получил сегодня ответ, что он не может закончить сделку из-за изменений в компании. Нету слов.

upd — это флеш-игры
Мне написал, чтобы я не волновался и все договоренности в силе (по хтмл5)

А вот с флешем печально.
Vinch
0
WebGL в iOS круто, да. Теперь можно нормально пилить скросс-компиль stage3d в webgl будет.
Что касается флеша — частично всё равно. В браузерном swf меня давно мало что привлечь может. Другое дело мобильный флеш. Там работы валом )
+2
такую смену темы я бы и не заметил в разговоре вне инета, но тут же я могу пролистать вверх.
+2
В этот раз было гораздо больше интересных лично мне докладчиков, даже на всё сходить не успел.
Сейчас наверстываю упущенное и как-то даже немножко грустно, что что следующий Девгамм так не скоро.

Из того что не понравилось — круглый стол геймдизайнеров, всё-таки самая лучшая импровизация — заранее отрепетированная.
И ещё есть непонятные ощущения от геймлинча, возможно его стоит разделить на две части — весёлое обсуждения трешачка и серьёзное обсуждение косяков различных более менее качественных игр, иначе получаются не очень хорошие моменты.
+1
Посмотрел видяхи круглого стола и линча — Кнайт очень политкорректно описал. Ну я тоже скажу сдержанно: все испортили.
Вот круглый стол это ж должен быть круглый стол, а не игры-конкурсы. Тогда называйте уже правильно: конкурс на идеи для игр. При чем там круглый стол по ГД, обсуждения разные…
Геймлинчи были хорошие в начале (конференций, а не этого позора). Чем дальше тем хуже. Этот имо вообще позор. На нем по существу говорил один Женя, а его пытались настойчиво и несправедливо (проигравший же должен выпивать, как я понял) напоить, мешали говорить. А вообще в Брейвланде проблемы есть, в частности запоротый интерфейс на ПК — я понимаю, что мультиплатформа и т.п., но и на планшетах лучше было бы сделать адаптацию ПК-шного с опцией обрезания после того как разобрался, что и как (там тогда и проблема с лучниками, бьющими сильнее издалека была бы лучше решаема).
Впечаление от линча и стола крайне негативные — они вообще испортили мне все настроение после выступления Зарки. После которого я так нормально настроился на положительную волну, хотя оно и было смазанным из-за недостатка времени, и тут — на тебе…
зы: Антон еще норм «линчевал», но у него проще игра была.
Явно мало 10 мин на обзор.
Явно невкусные мерзкие коктейли людям не доставляют, мне хоть я их не пил, неприятно даже из-за чувства сочувствия просто смотреть на лица людей их пьющих (только первый бодрячком пошел). — Зачем над людьми издеваться? Лучше давайте че-нить нормальное выпивать и победителю и выбор хотя-бы в разрезе алкоголь-неалкоголь. А то можно подумать, что одни алкаши игры делают (и на линч стремно игры отдавать теперь).
0
Спасибо за фидбек по линчу

Мы на этот раз были на очень строгом расписании (я нервно смотрю на часы во время линча) и слишком поздно поняли, что никто не уложится в свой временной слот. Церемонию нельзя было задерживать.

В следующий раз сделаем, что у каждого есть строго три минуты по таймеру на игру. Тогда людям надо будет сильно готовится.

Мне нравится интерактив с аудиторией, особенно в этот раз с карточками. Надо найти хороший баланс между шоу и полезностью.
0
Та пожалуйста :)
Еще по линчу:
Ну вот Кнайт вроде неплохо предложил — две части. Одна где трешачок, там типа поприкалываться можно. И вторая с играми более высокого уровня, там посерьезнее, времени побольше на выступление. — что-то в этом есть, но и есть свои но: с другой стороны именно начинающим и надо нормальные обзоры. И еще у вас есть «шоукейс» вроде называется, когда дают поиграть в игру народу,- там имо не то немного. Ну вобщем как-то надо это сводить.
Как сказал старый формат был хороший — не спешили, рассказывали нормально. Лично мне ценнее хорошее выступление по косякам игры, чем приколы и конкурсы. Раньше была «самая стойкая игра» — норм. Но смотрите по аудитории, конечно. А то будет еще как всегда: кто-то типа меня отписался, а у него несовпадение с ЦА может быть, но все остальные молчат — в итоге это мнение учитывается и получается еще хуже.
Обще впечатление, что выступающим только перед выступлением сказали сколько будет времени отводится. Ну исключая тебя — ты уложился (знал и подготовился) хорошо.
0
как участник прошлого линча должен заметить, что письмо пришло примерно недели за три, если не за месяц, как только определили, кого будут линчевать. Ну и там четко были расписаны все правила.
0
Надо делать таймер :) Большой, типа как на Speed Game Dating с паровозным гудком и ставить на сцену :)
+1
умоляю, если будете делать таймер, сделайте это как в японских шоу, чтобы чувак в костюме огромного будильника выбегал и кружился вокруг докладчика пока тот не остановится.
Если что, я писал это на коленях.
0
Если что, я писал это на коленях.
Скажи честно — ты наркоту часто хаваешь?
0
да
0
А как она влияет на творчество? Дает положительный эффект или не зависит от этого?
0
это я поддержал твой небольшой оффтоп. Мне на самом деле хотелось бы увидеть какую-то странную-сумасшедшую вещь на серьезной церемонии геймлинча. И причем так, чтобы никто из организаторов ее не замечал, типа «ну все в порядке, парень в костюме будильника бегает, что такого».
0
Мне понравился этот формат. Ведь это конференция. Тут линч игр больше похоже на мини-шоу. Своеобразный обзор от спикеров.
Ну а собирать нормальный фидбек — уже забота разработчиков на стадии тестирования. Иначе было бы слишком занудно и скучно:)

А вот круглый стол это да, честно говоря не понял что к чему и зачем:) Разве что отдых для мозга между докладами.
0
Спасибо, отличный доклад! Не зря писал )
Про спящего Сбата угарнул до слёз ))
0
Когда читал обзор от Антона Карлова — жалел что не поехал, когда прочитал твой — еще больше пожалел.
Отличный обзор! Чувствуется что на конференции круто было.
Еще вчера посмотрел видео с круглого стола и линча. Не знаю почему все ругают, мне понравилось. Весело и более-менее информативно. Реквестирую игру где нужно стоять перед Кинектом и не двигаться.)

Кстати следующий Девгамм будет или в Минске или в Литве. Где бы вы хотели его увидеть?

В Киеве?

0
В Киеве?
Вроде на год передвигают с Киевом. Но не навсегда.
0
Плохо что переносят, хорошо что не надолго.
+1
0
Mass effect меняет людей.
0
Опять подстава на девгаме…
Где виде круглого стола про мобильники? Все выложили кроме этого видео.
Куда писать о вселенской несправедливости? ))
0
Лерика должна помочь twitter.com/lerika gamedevblogs.ru/profile/lerika
0
Видео этого круглого стола стола, к сожалению, не будет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.