
Один из самых живучих мифов — будто «геймеры» психологически заметно отличаются от тех, кто почти не играет: от школьных шуточек про «странного парня-геймера» до громких заявлений в духе «он сделал это из-за GTA/Call of Duty». Работа исследователей Экин Эмирал и Йылдыйз Билге предлагает трезвый взгляд на вопрос.
Авторы сопоставили две группы: 345 игроков (8+ часов гейминга в неделю) и 407 неигроков (менее 8 часов). Участники заполняли валидированные опросники и шкалы по четырём блокам: личностные расстройства, эмоциональная регуляция, защитные механизмы и объектные отношения (то, как человек выстраивает связь с другими — ключевой фактор здорового развития личности).
Главная находка: по объектным отношениям значимых различий не обнаружено. Иными словами, стиль межличностного контакта не зависит от того, проводит ли человек много времени в играх.
Есть и любопытные расхождения в плюс геймерам: в блоке защитных механизмов у игроков чаще встречались зрелые защиты — юмор, сублимация, предвосхищение. У неигроков чаще фиксировали невротические защиты, например подавление и реактивные образования. По итогам авторы подчёркивают: «Геймеры от природы не более патологичны, чем неигроки; в ряде областей их способности даже оказываются сильнее». Да, существуют проблемные случаи — это подтверждает и прежняя литература, — но обобщать на всю группу некорректно.
Вывод прост: игровая активность сама по себе не делает человека хуже, «холоднее» или «менее социальным». Как и в любой большой выборке, важнее индивидуальные различия, а не ярлыки.
Комментарии (3)